[Яннакис; греч. ᾿Ιωάννης ὁ Τραπεζούντιος, Γιαννάκης] (посл. четв. XVII в. или нач. XVIII в., Трапезунд - 1770), протопсалт Великой ц., греч. мелург, кодикограф. Сведения о жизни и деятельности И. Т. сохранились в рукописных источниках и в «Большом теоретиконе музыки» (1832) митр. Хрисанфа из Мадита. Вероятно, прежде, чем приступить к исключительно муз. деятельности (или параллельно с ней), И. Т. учился в богословской школе на о-ве Патмос, где общался с известным просветителем прп. Макарием Патмосским († 17 янв. 1737) и иером. Трифоном из Мецово, преподававшим на Патмосе. Это следует из переписки прп. Макария с учениками школы (известной по рукописи Ath. Iver. 136), в т. ч. с неким Иоанном, по-видимому И. Т. Там же сохранилось письмо Иоанна некоему Георгию, написанное пятнадцатисложником и содержащее тропари на подобны «Доме Евфрафов» и «Небесных чинов», в к-рых сказано, что автор письма, чтец и «призренный и жалкий гражданин Триполи» (Понт), составил их «в 1700-й год Спасителя, первого числа месяца гамилиона, находясь в Долиане». Если этот Иоанн, имеющий склонность, как следует из письма, к занятиям гимнографией и церковной музыкой, и И. Т.- одно и то же лицо, то протопсалт родился как минимум на 15 лет раньше общепринятой даты (нач. XVIII в.). В кон. XVII или в нач. XVIII в. буд. К-польский патриарх Кирилл V также учился в Патмосской школе, где, возможно, и начались его многолетние дружеские отношения с И. Т., в результате к-рых во время 2-го Патриаршества (1752-1757) Кирилл поручил И. Т. выполнить «экзегетическую» запись нек-рых песнопений.
Митр. Хрисанф из Мадита сообщает (Χρύσανθος. Σ. XXXVII. Σημ. 3; и вслед за ним др. историки), что И. Т. «вначале стал золотых дел мастером (ювелиром - χρυσοχόος)». С этой профессией и с торговлей, вероятно, связано назначение И. Т. на должность капы-кехая (офиц. представителя при Порте) К-польского и Антиохийского патриархов. В 1752 г. Антиохийский патриарх Сильвестр писал К-польскому патриарху Кириллу о назначении И. Т. на место умершего капы-кехая кир Михаила, о том, что И. Т. прежде занимал ту же должность в К-польской Патриархии, упомянул и о муз. образованности И. Т. В переписке 1753 г. патриарх Сильвестр обсуждал с И. Т. сферу полномочий капы-кехая и давал ему соответствующие указания. По словам патриарха Сильвестра, патриарх Кирилл и атаман Георгий рекомендовали И. Т. на эту должность. И. Т. исполнял обязанности капы-кехая до смерти патриарха Сильвестра в 1766 г., а при его преемнике Филимоне «получил расчет за сделки (ἐξοφλητικὸν τῆς δοσοληψίας), совершенные в течение всего времени пребывания в должности». Сильвестр называет И. Т. «возлюбленным чадом Кирилла», его «духовным чадом», «единым по духу сыном нашим господином Яннакисом», что свидетельствует о близком знакомстве протопсалта и К-польского патриарха Кирилла. В переписке также встречаются упоминания о семье И. Т. и о некоем «господине Яннакисе», к-рый тоже был ювелиром и делал «корону» (очевидно, митру) для патриарха Сильвестра. Если доверять сообщению Хрисанфа, то можно предположить, что ювелирное дело И. Т. продолжил его близкий родственник, носивший ту же фамилию.
Митр. Хрисанф сообщает, что И. Т. был учеником протопсалта Панайотиса Халацоглу, «научившись от него всем сохранившимся тогда музыкальным произведениям и достаточно посвятив себя музыке, был избран лампадарием, занимался церковным пением вместе с учителем, которого он и сменил после его смерти, став протопсалтом» (Χρύσανθος. Σ. XLVIII. § 75). В муз. и др. источниках И. Т. последовательно назван доместиком (1-е упоминание в 1727), лампадарием (1728-1734 или 1736) и протопсалтом Великой ц., однако последнюю должность вопреки мнению Хрисанфа и др. историков он занял еще до смерти учителя в 1748 г. (Χατζηγιακουμής. 1999. Σ. 68). Уже в 1743 г. он называет себя протопсалтом в колофоне Анфологии (S. Stephan. 52. Fol. 486: «Завершена настоящая песненномедоточивозвучная (ἀσματομελιῤῥυτόφθογγος) книга, которая в прежние времена называлась Пападики, моей рукой, Иоанна протопсалта, в лето 1743, в марте»). Аналогичное свидетельство присутствует и в автографе И. Т. 1745 г.- Икиматарии Иоанна Клады (Hieros. Patr. 572: «Настоящая книга завершена мной, Иоанном, протопсалтом Великой церкви Христа, в лето 1745, в мае»).
О выдающейся кодикографической деятельности И. Т. свидетельствуют и др. певч. рукописи, выполненные им в период служения лампадарием (Анфология Laur. Μ. 93. Fol. 422v: «Была завершена настоящая песненномедоточивозвучная книга, которая в прежние времена называлась Пападики, мной, лампадарием Иоанном… в лето 1728, 16 октября»; Анфология Hieros. Patr. 323: «Настоящая книга была написана мной, Иоанном лампадарием, в лето 1734, в январе»; Икиматарий Иоанна Клады Ath. Doch. 342. Fol. 89: «Настоящая книга была написана мной, Иоанном, лампадарием Великой церкви, в лето 1734, в апреле») и протопсалтом (Анфология Athen. Bibl. K. Psachou. 72/222: «Настоящее написано мной, протопсалтом Иоанном Великой церкви, в лето 1766, в месяце сентябре»; Анфология Ath. Iver. 1157: «Написано Иоанном, протопсалтом Великой церкви, в лето 1769, в месяце июне»). Последний кодекс был написан И. Т. за неск. месяцев до смерти: это Стихирарь Германа, митр. Новых Патр (1771 г.), в к-ром сохранилась ремарка, что Иоанн протопсалт «упокоился в 1770 году» (Thessal. Univ. 1. Fol. 440).
Певч. наследие И. Т. весьма значительно. Он является автором 5 версий полиелея: «Раби Господа» на 1-й глас (Lesb. Leim. 341. Fol. 31-36v, 1790-1793 гг.; Athen. O. et M. Merlier. 6. Fol. 251v - 258, 1790-1800 гг.; опубл.: Πανδέκτη τῆς ἱερᾶς ἐκκλησιαστικῆς ὑμνωδίας τοῦ ὅλου ἐνιαυτοῦ. Κωνσταντινούπολις, 1851. Τ. 2. Σ. 36-56; Ταμεῖον ᾿Ανθολογίας. Κωνσταντινούπολις, 1824. Τ. 1. Σ. 162-179) и на 4-й глас (2 версии: с указанием «краткий и всеприятный» (σύντομος κα παντερπνός) - Lesb. Leim. 251. Fol. 138-146v, 1750 г.; с указанием «краткий» (συνοπτικός) - Lesb. Leim. 8. Fol. 77v - 79, кон. XVIII в.; 248. Fol. 223-242, 1770-1790 гг.; 349. Fol. 155-167v, 1775-1800 гг.; Athen. Coll. M. Paidousi. 2. Fol. 21-39, 1780-1800 гг.; опубл.: Πανδέκτη. Τ. 2. Σ. 56-77), «Слово благо» на 4-й глас и на 1-й плагальный (5-й) глас (Lesb. Leim. 243. Fol. 132-137, ок. XVIII в.); И. Т. также распел 9 кратим для полиелея «Раби Господа» Панайотиса Хрисафа Нового на 1-й глас (8 для первых стихов полиелея и 1 кратиму для заключительной Богородичной матимы того же произведения; Aegio. Taxiarch. 4. Fol. 1-11, 1770-1790 гг., и др.).
И. Т. принадлежит мелос пасапноариев: «Хвалите Его ангели и человецы» (Αἰνεῖτε αὐτὸν ἄγγελοι κα ἄνθρωποι) на 1-й глас (Lesb. Leim. 248. Fol. 279-282; 341. Fol. 70-71, краткий вариант - СPolit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 3. Fol. 172-173v, 1811 г.), «Хвалите Его ангели и архангели» (Αἰνεῖτε αὐτὸν ἄγγελοι κα ἀρχάγγελοι) на 1-й глас (Athen. O. et M. Merlier. 8. Fol. 143-144, 1805-1815 гг.; в нотации Нового метода - Ibid. 9. Fol. 88-89v, 1816-1820 гг.), «Хвалите Его во страхе и трепете» (Αἰνεῖτε αὐτὸν ἐν φόβῳ κα τρόμῳ) на 2-й глас (Lesb. Leim. 341. Fol. 71-72; 341. Fol. 68v - 69v; Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 89-89v, 1805 г.; краткий вариант - Athen. O. et M. Merlier. 9. Fol. 92v - 94), «Хвалите Его небеса небес» на 1-й глас (Lesb. Leim. 248. Fol. 290-295; 341. Fol. 67-69; в нотации Нового метода - Athen. O. et M. Merlier. 9. Fol. 89v - 92v; с названием «большой» (μεγίστον) - Aegio. Taxiarch. 9. Fol. 428-434, 1820-1830 гг.), «Хвалите Его вся яже на небеси» (Αἰνεῖτε αὐτὸν πάντα τὰ ἐν οὐρανῷ) на 1-й глас (Lesb. Leim. 248. Fol. 287-290; Athen. M. Paidousi. 2. Fol. 39-42, 1780-1800 гг.; Athen. O. et M. Merlier. 6. Fol. 66-67v; в нотации Нового метода - Athen. O. et M. Merlier. 9. Fol. 86-88), «Хвалите Его чини ангельстии» (Αἰνεῖτε αὐτὸν τάξεις τῶν ἀγγέλων) на 4-й глас (Lesb. Leim. 248. Fol. 301-307; 341. Fol. 72-73v; Athen. O. et M. Merlier. 6. Fol. 69v - 72; в нотации Нового метода - Athen. O. et M. Merlier. 9. Fol. 97-98v), «Хвалите Его всякое естество ангельское» (Αἰνεῖτε αὐτὸν πάσα φύσις ἀγγέλων) на глас βαρύς (Lesb. Leim. 248. Fol. 295-301; 341. Fol. 73v - 75v; 234. Fol. 42v - 45v, 1803 г.; в нотации Нового метода - Athen. O. et M. Merlier. 9. Fol. 97-98v). Все пасапноарии И. Т. опубликованы: Πανδέκτη. Τ. 2. Σ. 419-438, 445-451, 475-483.
Др. песнопения И. Т.: «Честнейшую херувим» на глас λέγετος (РНБ. Греч. № 742. Л. 124 об., XIX в.), 8 версий великого славословия по гласам (Athen. O. et M. Merlier. 12. Fol. 117v - 119, 1730-1750 гг.; 7. Fol. 119-120v, 128-130, 135v - 137v, 143v - 147, 157v - 159v, 163-164v, 172v - 174v, 178v - 180; в нотации Нового метода - СPolit. Bibl. Patr. S. n. P. 1-7, 63-71, 1816-1819 гг.; Athen. O. et M. Merlier. 10. P. 368-376, 1816-1820 гг.; опубликованы гимны 1-го и 4-го плагального гласов: Πανδέκτη. Τ. 2. Σ. 649-654, 701-708); входный стих «Приидите поклонимся» на 2-й глас (Aegio. Taxiarch. 5. Fol. 224v, 1811 г.; CPolit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 3. Fol. 271v - 272, 1811 г.); воскресные причастны на 1-й и 2-й гласы (Lesb. Leim. 248. Fol. δ-η; 341. Fol. 158v - 159v); 5 праздничных причастнов «В память вечную» на 1-й, 3-й гласы и глас βαρύς (Lesb. Leim. 341. Fol. 202-202v; Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 299v - 300v, 302-303; 13. Fol. 27-28, 1815-1815 гг.), «Чашу спасения прииму» на глас βαρύς (Athen. O. et M. Merlier. 13. Fol. 67-68), «Во всю землю» на 1-й плагальный глас (Lesb. Leim. 341. Fol. 204v - 205); калофонический ирмос «Детородную деву кто слыша» (Παιδοτόκον παρθένον τις ἤκουσεν) на 3-й глас (Lesb. Leim. 246Β. P. 40-43, 1779-1793 гг.; в нотации Нового метода - Athen. O. et M. Merlier. 22. Fol. 31v - 32v, 1825 г.); кратимы для калофонических ирмосов на 1-й (2 версии), 3-й, 4-й, 1-й плагальный гласы, глас βαρύς и 4-й плагальный глас (БАН. РАИК. № 33. Л. 141, 1765 г.; № 36. Л. 74 об., 75 об., 76 об., 87, 2-я четв. XIX в.; Lesb. Leim. 246Β. P. 129-133, 140-143, 145-154; Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 365v - 367, 375v - 376v, 385-386; Athen. St. Ioannidi. Fol. 8v - 9v, 11-11v, 37-38, 43-45v, 59-60, 67-68, 1811 г.; БАН. Универс. MS. E. II. 80. Л. 95 об., 112 об., 113 об., 128 об., 139, 1825-1835 гг.); матима прп. Дионисию Олимпийскому «Ум твой знаками» (῾Ο νοῦς σου ταῖς νεύσεσι) на 4-й глас (Lesb. Leim. 341. Fol. 255v - 257, 1790-1793 гг.; с указанием «положено на музыку протопсалтом Иоанном в 1758 г. 18 мая» - Ath. Xen. 137. Fol. 375-376; СPolit. Bibl. Patr. S. n. P. 251-259, 1816-1819 гг.); кондак Великого канона «Душе моя, душе моя» на 2-й плагальный глас (БАН. РАИК. № 64. Л. 179, сер. XIX в.); осмогласник на Успение Богородицы «Богоначальным мановением» (Lesb. Leim. 246Β. P. 250-253; опубл.: Σύντομον Δοξαστάριον Πέτρου Πελοποννησίου. Βουκουρέστι, 1820. Σ. 230-233 и др.).
И. Т. принадлежат также «экзегезис» (явление, аналогичное рус. разводу) аллилуиария на глас πρωτόβαρυς визант. мелурга мон. Феодула (автограф - Ath. Laur. Μ. 93. Fol. 192v - 193, 1728 г.; перевод в нотацию Нового метода хартофилакса Хурмузия - Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 704. Fol. 307v, 1819 г.; опубл.: Ταμεῖον ᾿Ανθολογίας. 1824. Τ. 2. Σ. 24-25), а также сокращения (συντμήσεις) песнопений анафоры литургии свт. Василия Великого на 2-й и 1-й плагальный гласы и «И чрево Твое» на 1-й глас τετράφωνος Иоанна Глики (Lesb. Leim. 248. P. 73-74, 1770-1790 гг.; 349. Fol. 226-226v, посл. четв. XVIII в.; в нотации Нового метода - Athen. O. et M. Merlier. 20. Fol. 1α - 1γv, 1825-1830 гг.; опубл.: Ταμεῖον ᾿Ανθολογίας. 1824. Τ. 2. Σ. 154-159; Πανδέκτη. 1851. Τ. 4. Σ. 437-442), песнопений литургии Преждеосвященных Даров Иоанна Клады - «Ныне силы небесныя» на 2-й плагальный глас и «Вкусите и видите» на 1-й глас (РНБ. Греч. № 739. Л. 64 об., 67, 1-я пол. XIX в.; БАН. РАИК. № 47. Л. 373 об.- 374, 1-я пол. XIX в.; № 41. Л. 50, 1830-1850 гг.; № 64. Л. 169, 171, сер. XIX в.; БАН. Собр. А. А. Дмитриевского. № 2. Л. 147 об., 2-я четв. XIX в.).
Сочинения и «экзегезис» И. Т., а также сокращенные им версии песнопений получили широкое распространение в его время и в последующие века и способствовали формированию нового (более краткого и простого) муз. стиля к-польской традиции, к-рый господствует в греч. церковном пении с XVIII в. по наст. время. Мысль о необходимости «упрощения» (ἁπλοποίησης) песнопений в целом характерна для муз. взглядов И. Т. По словам митр. Хрисанфа, протопсалт «открыто заявлял, что нужно удалить из произведений эту многолетнюю трудность в обучении и передаче псалмодии (в чем он, вероятно, стал подражателем своего учителя Панайотиса...) и составить более простую, более методичную и элементарную систему знаков, с помощью которой было бы возможно записывать мелодию любого вида и передавать ее без изменений (ἀπαρασαλεύτως)». Поэтому в 1756 г., при составлении версий песнопений по заказу патриарха Кирилла, И. Т. использовал способ записи, к-рый отличался от древнего, стал переходным к «экзегетическому» и послужил основой для нового способа, использованного впосл. его учеником Петром Пелопоннесским (см.: Χρύσανθος. Σ. XLVIII). Эти труды И. Т. по аналитической записи песнопений наряду с его творчеством мелурга, новаторским с т. зр. эстетики и истории музыки, позволяют считать его деятельность важным этапом в истории греч. певч. искусства. Как отмечает М. Хадзиякумис, «уже весьма рано (до 1728), будучи третьим после Баласиса и патриарха Афанасия V, он сделал «экзегезис» известного аллилуиария на глас βαρύς Феодула. И именно его «экзегезис» преобладал в рукописной традиции до редакции Хурмузия и до печатных изданий». Проблема аналитической нотации «благодаря Иоанну протопсалту, а впоследствии - Петру Пелопоннесскому… получает основания для ее решения в окончательной реформе 1814 года» (Χατζηγιακουμής. 1999. Σ. 70).